В России с 1998 года начался новый этап государственной молодежной политики, когда первоочередное значение стало придаваться вовлечению молодежи в процесс принятия политических решений и были предприняты отдельные конкретные шаги для того, чтобы дать молодежи возможность высказывать свое мнение. В частности, в некоторых субъектах Российской Федерации были созданы молодежные советы и парламенты. По данным Госдумы РФ таких парламентов насчитывается на настоящий момент 12, в том числе 3 из них существуют в Самарской области в городах Сызрани, Тольятти и Самаре.

Важным направлением социализации молодежи является участие молодежи в деятельности общественных объединений. Среди различных социальных групп молодежи наиболее активны в этом отношении студенты (32%).

Несмотря на то, что фактический уровень участия в молодежных организациях невысок, около двух третей (65%) молодежи Самарской области имеют желание участвовать в их деятельности. Наибольшей популярностью в молодежной среде пользуются досуговые организации (19%).

Проведенный департаментом по делам молодежи анализ состояния дел в сфере функционирования молодежных общественных организаций на территории Самарской области показал, что лишь около 50 организаций из 180 официально зарегистрированных в управлении юстиции Самарской области ведут свою деятельность фактически. Одной из основных причин этого является отсутствие помещений у общественных организаций.

Важным направлением развития инфраструктуры молодежной политики является открытие на территории Самарской области домов молодежных организаций, способствующие расширению творческого общения молодежи, интересному времяпрепровождению, занятиям спортом.

Итоги прошедшего десятилетия обязывают взглянуть более пристально на основные тенденции развития молодежи.

Так, численность подростков по Российской Федерации, за прошедшие 10 лет уменьшилась с 23 до 19 процентов; коэффициент естественного прироста населения упал с 4,9 до минус 4,8; коэффициент рождаемости снизился с 15,9 до 8,8 процента. Уровень молодежной преступности в целом по России вырос на 70 процентов.

Несмотря на тот факт, что в целом показатели развития молодежи в Самарской области лучше, чем по стране, необходимо отметить ряд негативных тенденций. Например, подростковая преступность выросла в 2,7 раза, число наркозависимых только по официальным данным - в 26 раз.

Основные трудности, с которыми сталкивается общество в своих усилиях по социализации молодежи, проистекают из нестыковки между нуждами и устремлениями молодых граждан в быстроизменяющемся мире, с одной стороны, и тем, что общество предлагает им и требует от них, с другой стороны. Чтобы разрешить данное противоречие, молодежи следует создать условия для самореализации, дать возможность вносить свой вклад в процесс развития общества. Необходимо отметить, что не только общество путем образования и воспитания социализирует молодежь, но и молодежь, несущая новые идеи и взгляды, в свою очередь, вынуждает общество приспосабливаться к ней, тем самым, изменяя и развивая его.

В российском обществе постепенно росло понимание необходимости выработать особую политику в отношении этой группы населения. Однако до недавнего времени основной упор делался на оказание компенсационных услуг, а не на целенаправленное развитие механизмов социализации молодежи.

То же самое происходило и с органами по делам молодежи муниципальных образований, постоянно претерпевавшие изменения. Основной работой их было проведение массовых развлекательных мероприятий, что было удобно в плане самореализации, саморекламы, но привело в конечном итоге к неразвитости инфраструктуры молодежной политики как одного из основных инструментов воздействия на развитие молодежи.

Проанализировав итоги работы с молодежью за последние десять лет, мы можем сделать вывод, что в молодежной среде сегодня накопилось немалое количество противоречий и проблем, решать которые государству и самой молодежи предстоит вместе. Негативные тенденции в молодежной сфере продолжают усугубляться, и, следовательно, задача государства не пассивно созерцать, а активно вмешиваться в эти процессы посредством реализации продуманной политики в отношении молодежи.

В 2001-2002 гг. в реализации молодежной политики на территории Самарской области были определены следующие приоритеты: формирование идеологии молодежной политики; развитие инфраструктуры, потому что только через инфраструктуру можно проводить планомерную, долговременную и эффективную работу с молодежью; и, наконец, - это усиление и «осовременивание» работы по месту жительства. Конечно, этими тремя базовыми моментами областной молодежной политики не исчерпывается весь спектр деятельности, но особенность состоит в том, что работа государственных и муниципальных органов не сводится только к компенсационным механизмам (помощи, поддержке и т.д.), а предполагает инновационное участие молодежи в жизни общества, активизацию трудового и творческого потенциала молодого поколения. То есть, главный акцент делается не просто на предоставление необходимой помощи, а на минимальную стартовую поддержку, стимулирование у молодых людей развития их способностей, творческих начал через организацию объединений молодежи по интересам.

На сегодняшний день повышение эффективности реализации молодежной политики входит в сферу стратегических интересов развития как всей страны в целом, так и Самарской области. Основная задача – формирование развитого молодого поколения без вредных привычек и обеспечение для этого необходимых экономических, политических (в том числе правовых), социальных, духовных условий. Для реализации этой задачи Департаментом по делам молодежи разработана областная целевая программа «Дома молодежных организаций Самарской области» на 2003-2005 годы, которая прошла первое чтение в Самарской Губернской Думе. Цель, которой инициировать развития гражданской активности молодежи, создать условия для развития молодежных и детских общественных объединений, создание и развитие инфраструктуры в сфере реализации молодежной политики во всех городах и сельских районах области с относительно большим удельным весом молодежи на душу населения.

Схема финансирования, используемая в данной Программе, рассчитана на консолидацию средств областного и муниципального бюджета на паритетных началах для формирования необходимого объема ресурсов, позволяющего обеспечить ДМО основными компонентами их деятельности. В здании должны быть офисы для работы общественных организаций и специалистов социально-психологического направления, актовый зал, тренажерный зал, молодежное кафе, пункт проката и другие помещения.)

Реализация Программы на территории области, в первую очередь, позволит в значительной степени смягчить последствия переходного периода для молодежи и стабилизировать рост негативных тенденций в молодежной среде. Воспитать социально успешного человека-гражданина, способного самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. Активизировать молодежь и целенаправленно развить социально-ориентированные, добровольные детские и молодежные движения в области, обеспечивающие успешную социализацию молодого поколения.

Таким образом, деятельность Домов молодежных организаций Самарской области позволит эффективно использовать бюджетные средства, которые выделяются на ее реализацию, и более активно влиять на развитие молодежи.

В городе Отрадном в декабре 2001 года был открыт первый в Самарской области и в России Дом молодежных организаций. Это направление деятельности пока не имеет аналогов на территории Российской Федерации. Инициатива департамента по делам молодежи Самарской области о создании домов молодежных организаций получила одобрение Губернатора Самарской области К.А. Титова.

В январе 2002 года в Сергиевске открылся первый сельский Дом молодежных организаций, в феврале 2003 года открыт ДМО в с. Шентала. в Принять участие в реализации областной целевой программы «Дома молодежных организаций Самарской области» на 2003-2005 годы изъявили желание почти все муниципальные образования Самарской области.